Размер шрифта

А А
Главная Методическая копилка Работа над штрихами

Работа над штрихами


Иванов И.И., Преподаватель фортепиано МБУ ДО ДШИ г. Ростова-на-Дону
Цель урока: Совершенствование навыков исполнения штрихов «legato» и «staccato».
Задачи урока:
Образовательная: отрабатывать навыки исполнения штрихов «legato» и «staccato»; научиться правильному меховедению в заданных пьесах.
Развивающая: развитие творческих способностей. Развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения.
Воспитательная: прививать любовь к музыкальной культуре; воспитание внимания, усидчивости.
Здоровьесберегаюшие:
правильная посадка, установка инструмента, положение рук;
гимнастика для глаз;чередование различных видов учебной деятельности
Тип урока:
Урок применения знаний, умений, навыков.
Форма урока:
Индивидуальная
Методы обучения:
Словесная передача и слуховое восприятие
Наблюдение
Беседа
Средства обучения (оборудование):
Музыкальный инструмент (баян)
Пюпитр
Нотная литература

План урока:

1.  Организационный этап:
1.1.  Приветствие. Психологический настрой учащегося.
1.2.  Сообщение темы урока.

2. Основная часть урока
 2.1.  Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.
Гаммы:
- До-мажор – двумя руками, арпеджио (короткие, длинные), аккорды;
- Ля-минор (натуральная, гармоническая, мелодическая), арпеджио (короткие, длинные), аккорды.
2.2. Повторение выученных пьес. Проверка домашнего задания.
2.3. Работа над штрихом «legato» в РНП «Лебедушка»
2.4. Работанад штрихом «staccato» в Л.Шитте «Этюд»

3. Заключительный этап:
3.1. Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы
3.2. Домашнее задание

Содержание урока

Организационный этап:

Приветствие. Психологический настрой учащегося. Подготовка обучающего к работе.  Активизация внимания.

2. Основная часть урока


2.1. Разминка. Работа над техническим материалом:
Исполнение упражнений для беглости пальцев.Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.
Исполнение гамм:
- До-мажор (двумя руками), арпеджио, аккорды.
- Ля-минор правой рукой (натуральная, гармоническая, мелодическая), разными штрихами и динамическими оттенками, арпеджио, аккорды.

2.2. Повторение выученных пьес. Проверка домашнего задания.
Исполнение домашнего задания с правильным движением меха, аппликатурой и динамическими оттенками.
РНП «Сеяли девушки яровой хмель»
ЧНП «Кукушечка»

2.3. Работа над штрихом «legato», «staccato»
Исполняется  произведения различными штрихами
«legato» РНП «Лебедушка»
«staccatoЛ.Шитте «Этюд»
Учитель предлагает проанализировать произведения и определить, какое из них относится к произведениям, которые исполнялись на прошлом занятии по технике исполнения.
Теоретическая часть. (Объяснение материала)
В зависимости от характера музыки (спокойного, напевного или бодрого, шутливого, плясового) звуки могут исполнятся плавно, тягуче или же коротко, отрывисто.
Легато – способ игры, при котором звуки исполняются связно, плавно переходя один в другой. При этом пальцы плавно «переступают», ощущая легкую нагрузку руки. Каждая следующая клавиша нажимается в момент отпускания пальцев предыдущей. Ноты, исполняемые легато,  объединяются дугообразной чертой – лигой. При «legato» атака звука всегда начинается без акцента, широкое дыхание, звуки как бы переходят в один в другой, исключая при этом наползание.
«Legato» свойственно – широкое дыхание, связанная игра.
Практическая работа. (Отработка материала на практике)
«legato»  РНП «Лебедушка»
Анализ средств музыкальной выразительности.
Работа по фразам над штрихом «legato». Следить за мягкой свободной рукой, сменой движения меха.

Физминутка:
Упражнение для глаз: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмёрку глазами.
Упражнения на развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.

2.4. Работа над штрихом «staccato»
Теоретическая часть. (Объяснение материала)
Стаккато - это отрывистое исполнение звука, при котором пальцы коротко, бодро и энергично прикасаются к клавишам. Стаккато обозначаются точкой над или под нотами. Для того чтобы аккомпанемент  не заглушал мелодию. Басы и аккорды нередко исполняются стаккато. В то время как такие же длительности партии правой руки выдерживаются полностью.
Практическая работа. (Отработка материала на практике)
«staccatoЛ.Шитте «Этюд» игра двумя руками по нотам.
Анализ средств музыкальной выразительности.
Необходимо объяснить учащемуся методику исполнения штрихов «staccato», которая состоит из 3 основных частей:
·  замах пальца;
·  удар пальца;
·  отскок от клавиатуры.
На примере одной ноты необходимо добиться нужного исполнения штриха и закрепить его на примере двух тактов пьесы.

3. Заключительный этап:

3.1. Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы
Что нового ученик узнал на уроке.  Что на уроке больше всего запомнилось, понравилось.  Было ли трудно или со всем легко справился. Оценить свою работу.
3.2. Домашнее задание
1. Гаммы:
- До – мажор двумя руками;
- Ля – минор (натуральная, гармоническая, мелодическая) правой рукой;
- Арпеджио (короткие, длинные);
- Аккорды.
2. Продолжить работать над штрихами«legato»  и «staccato»на произведениях РНП «Лебедушка», Л.Шитте «Этюд». Динамическими оттенками, меховедением;
3. Повторять наизусть выученные пьесы:
РНП «Сеяли девушки яровой хмель»
ЧНП «Кукушечка»

 

 

Подобрать программу
Методист отдела обучения перезвонит Вам
Отправить запрос
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.
button-icon