Главная Методкопилка Работа над штрихами

Работа над штрихами

Работа над штрихами

1 сентября 2022 г. 8:00

Иванов И.И., Преподаватель фортепиано МБУ ДО ДШИ г. Ростова-на-Дону

  • Цель урока: Совершенствование навыков исполнения штрихов «legato» и «staccato».
  • Задачи урока:
    • Образовательная: отрабатывать навыки исполнения штрихов «legato» и «staccato»; научиться правильному меховедению в заданных пьесах.
    • Развивающая: развитие творческих способностей. Развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения.
    • Воспитательная: прививать любовь к музыкальной культуре; воспитание внимания, усидчивости.
    • Здоровьесберегаюшие: правильная посадка, установка инструмента, положение рук, гимнастика для глаз;чередование различных видов учебной деятельности.
  • Тип урока: Урок применения знаний, умений, навыков.
  • Форма урока: Индивидуальная
  • Методы обучения:
    • Словесная передача и слуховое восприятие
    • Наблюдение
    • Беседа
  • Средства обучения (оборудование):
    • Музыкальный инструмент (баян)
    • Пюпитр
    • Нотная литература

 

1. План урока:

  • 1. Организационный этап:
    • Приветствие. Психологический настрой учащегося.
    • Сообщение темы урока.
  • 2. Основная часть урока
    • Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.
    • Гаммы:          
      - До-мажор – двумя руками, арпеджио (короткие, длинные), аккорды;           
      - Ля-минор (натуральная, гармоническая, мелодическая), арпеджио (короткие, длинные), аккорды.    
    • Повторение выученных пьес.Проверка домашнего задания;
    • Работа над штрихом «legato» в РНП «Лебедушка» 
    • Работанад штрихом «staccato» в Л.Шитте «Этюд»;
  • 3. Заключительный этап:
    • Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы;
    • Домашнее задание

Содержание урока

Организационный этап: Приветствие. Психологический настрой учащегося. Подготовка обучающего к работе. Активизация внимания.

 

2. Основная часть урока

  • 2.1. Разминка. Работа над техническим материалом: Исполнение упражнений для беглости пальцев. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. Исполнение гамм:
    • До-мажор (двумя руками), арпеджио, аккорды.
    • Ля-минор правой рукой (натуральная, гармоническая, мелодическая), разными штрихами и динамическими оттенками, арпеджио, аккорды.
  • 2.2. Повторение выученных пьес. Проверка домашнего задания:Исполнение домашнего задания с правильным движением меха, аппликатурой и динамическими оттенками. РНП «Сеяли девушки яровой хмель». ЧНП «Кукушечка».
  • 2.3. Работа над штрихом «legato», «staccato»: Исполняется произведения различными штрихами: «legato» РНП «Лебедушка», «staccatoЛ.Шитте «Этюд». Учитель предлагает проанализировать произведения и определить, какое из них относится к произведениям, которые исполнялись на прошлом занятии по технике исполнения.
    • Теоретическая часть. (Объяснение материала): В зависимости от характера музыки (спокойного, напевного или бодрого, шутливого, плясового) звуки могут исполнятся плавно, тягуче или же коротко, отрывисто. Легато – способ игры, при котором звуки исполняются связно, плавно переходя один в другой. При этом пальцы плавно «переступают», ощущая легкую нагрузку руки. Каждая следующая клавиша нажимается в момент отпускания пальцев предыдущей. Ноты, исполняемые легато, объединяются дугообразной чертой – лигой. При «legato» атака звука всегда начинается без акцента, широкое дыхание, звуки как бы переходят в один в другой, исключая при этом наползание. «Legato» свойственно – широкое дыхание, связанная игра.
    • Практическая работа. (Отработка материала на практике): «legato» РНП «Лебедушка».
    • Анализ средств музыкальной выразительности: Работа по фразам над штрихом «legato». Следить за мягкой свободной рукой, сменой движения меха.
    • Упражнение для глаз: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмёрку глазами.
    • Упражнения на развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.
  • 2.4. Работа над штрихом «staccato»:
    • Теоретическая часть. (Объяснение материала): Стаккато - это отрывистое исполнение звука, при котором пальцы коротко, бодро и энергично прикасаются к клавишам. Стаккато обозначаются точкой над или под нотами. Для того чтобы аккомпанемент не заглушал мелодию. Басы и аккорды нередко исполняются стаккато. В то время как такие же длительности партии правой руки выдерживаются полностью.
    • Практическая работа. (Отработка материала на практике): «staccato Л.Шитте «Этюд» игра двумя руками по нотам.
    • Анализ средств музыкальной выразительности: Необходимо объяснить учащемуся методику исполнения штрихов «staccato», которая состоит из 3 основных частей: замах пальца, удар пальца, отскок от клавиатуры. На примере одной ноты необходимо добиться нужного исполнения штриха и закрепить его на примере двух тактов пьесы.

 

3. Заключительный этап:

  • 3.1. Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы : Что нового ученик узнал на уроке. Что на уроке больше всего запомнилось, понравилось. Было ли трудно или со всем легко справился. Оценить свою работу.
  • 3.2. Домашнее задание:
    • Гаммы: 
      -До – мажор двумя руками; 
      - Ля – минор (натуральная, гармоническая, мелодическая) правой рукой; 
      - Арпеджио (короткие, длинные); 
      - Аккорды.
    • Продолжить работать над штрихами «legato» и «staccato»на произведениях РНП «Лебедушка», Л.Шитте «Этюд». Динамическими оттенками, меховедением;
    • Повторять наизусть выученные пьесы: РНП «Сеяли девушки яровой хмель», ЧНП «Кукушечка».
Подобрать программу
Методист отдела обучения перезвонит Вам
Отправить запрос
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.
button-icon