Учреждения дополнительного образования
Шапошникова В.В., заведующий библиотекой, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 93» г.о.Тольятти
Шапошникова В.В., заведующий библиотекой, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 93» г.о.Тольятти
Учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
В нашей стране учреждения дополнительного образования имеют свою историю развития, начавшуюся в середине XIX – начале XX века. В СССР была создана разветвленная сеть внешкольных учреждений, которые вносили существенный вклад в социальное воспитание школьников. Изменение социально-политических и экономических условий обусловило необходимость реформирования внешкольной работы. Сегодня характерной чертой обновления учреждений дополнительного образования является ориентация на создание индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.
Дополнительное образование имеет главную функциональную особенность – дополнение планомерного создания условий для целенаправленного развития человека и его духовно-ценностной ориентации. Так как дополнение происходит в той мере и в том направлении, которое соответствует желаниям ребенка и его родителей, учреждения дополнительного образования отличаются добровольным принципом вхождения ребенка в эти воспитательные организации. Отсюда следуют предоставление возможности выбора воспитанником деятельности, общения, отношений и необходимость обеспечения учащихся мотивацией их участия в деятельности.
Дополнительное образование подразделяется на общее дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование. В учреждениях общего дополнительного образования в частности обучаются дети и подростки в возрасте до 18 лет, с целью общего культурного эстетического развития. В учреждениях дополнительного профессионального образования повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку взрослые, с целью приобретения и расширения новых профессиональных знаний.
Cуществуют такие типы учреждений дополнительного образования, как учреждения общего дополнительного и учреждения дополнительного профессионального образования.
К учреждениям дополнительного общего образования относятся:
- Клубы;
- Дворцы;
- Станции;
- Музыкальная и художественная школы и т.д.
К учреждениям профессионального дополнительного образования :
- академии;
- институты повышения квалификации: учебные центры профессиональной переподготовки, межотраслевые региональные центры повышения квалификации;
- курсы (школы, центры).
Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на:
- Государственные;
- Федеральные государственные;
- Муниципальные;
- Негосударственные
Делая вывод могу сказать , что в дополнительном образовании на сегодняшний момент отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которые слабо выражены у основного, либо не имеются вовсе :
- личностная ориентация образования;
- практическая направленность;
- мобильность;
- многофункциональность;
- разноуровневость;
- разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
ЧУКРЕЕВА ГАЛИНА ВИТАЛЬЕВНА
Дополнительные источники информации:
Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005, 204 с.