Ключевые слова: диагностика, дисграфия, письменная речь, аккустическаядисграфия,аграмматическаядисграфия, дети с нарушениями слуха
Разносторонние взгляды ученых об этиологии нарушений письма и авторские работы, посвященные изучению и коррекции нарушений письма, вызывают повышенный интерес к данной проблеме, а также определяют ее значимость.
Для овладения письменной речью необходимо установление связей слышимым и произносимым словом, поскольку сам процесс письма осуществляется работой четырёх анализаторов:
Процесс письма тесно связан с процессом устной речи и может осуществляется только при достаточно высоком уровне её развития.
По определению А.Р. Лурия, чтение - это особая форма импрессивной речи, а письмо – особая форма экспрессивной речи.
Компоненты протекания процесса письма:
Отсутствие какой–либо из выше указанных функций вызывает нарушение овладением процесса письма, дисграфию.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное недоразвитием или распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма.
Большое количество исследований таких авторов, как Р. М. Боскис, Р.И.Лалаева, И. М. Соловьев Т. Г. Богданова и других были посвящены проблемам изучения детей, страдающих нарушением слуха. По мнению исследователей, у детей с нарушениями слуха отмечаются специфические особенности проявления нарушений процесса письма. Как правило, у них встречаются ошибки акустического характера и аграмматизмы.
Письменная речь слабослышащих во многом отражает проблемы устной речи. При всем многообразии ее нарушений выделяют две основные группы: 1) грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, пропусков на письме главных и второстепенных членов предложений и т.п.;
2) наличие тех форм дисграфий, которые обусловлены имеющимся грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия): записывают так, как произносят.
Поакустическому сходству смешиваются следующие формы:
- парные звонкие и глухие согласные: [б-п],[в-ф],[г-к],[д-т],[з-с],[ж-ш];
- свистящие и шипящие:[с-ш],[з-ж],[с´-щ] ;
- аффрикаты: [ч-щ],[ч-ц],[ч-т´],[ц-т],[ц-с];
- сонорные:[ р-л];
- заднеязычные: [г-к-х];
- гласные I и II ряда: [а-я, о-ё, у-ю, ы-и];
- лабиализованные гласные: [о-у, ё-у].
При работе с младшими школьниками с нарушением речи включает в себя данные анамнеза, заключение дефектолога, изучение классных тетрадей и оформление речевых карт.
Для проведения диагностики исходного состояния процесса письма у исследуемых слабослышащих детей нами была использована методика Н.Н. Баль и И.А. Захарченя, Белопольской Н.Л.. Методика была нами адаптирована с учетом структуры дефекта исследуемых детей и включала следующие виды заданий: слуховой диктант, тестовые методики диагностики письменной речи школьников со сложной структурой дефекта.
После проведения диагностики у детей были выявлены ошибки в устной речи: неправильное употребление окончаний, зачастую в простых словах; нарушение связей в словосочетаниях, так же неправильность в написании парных звонких и глухих согласных, сонорных. При письменной речи, у каждого школьника с нарушением слуха показал, что ни один из детей не смог самостоятельно предложенные задания и без ошибок.
Таким образом, в ходе диагностики детей была выявлена акустическая и аграмматическаядисграфия.
В современном мире при своевременном выявлении этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, и правильное построение системы логопедической работы с детьми ведет к устранению данных видов нарушений. Логопедическая работа по обучению у детей с нарушением слуха должна проходить с учетом состояния слуха, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Исаева Гузель Валерьевна
Список литературы: