Что такое телемедицина
Объясняем что такое телемедицина: польза, компетенции врача, лицензия.
Помощь в прохождении периодической аккредитации здесь
«Подробнее»Система телемедицины
Телемедицина – это использование интернета и технологий для дистанционных консультаций и лечения пациентов, без необходимости их личного визита в клинику. Говоря простыми словами – дистанционный прием у врача. Также система телемедицины включает в себя дистанционное общение докторов друг с другом.
Утверждена телемедицина была в 2018 году Федеральным законом №965н, но по-настоящему обрела востребованность только в период пандемии в 2020-2021 годах. Закон на протяжении 6 лет постоянно дополнялся и дорабатывался. В 2023 году в России стартовал трехлетний эксперимент по развитию телемедицины, инициированный постановлением Правительства РФ. В нем участвовали частные клиники, которым упростили процесс внедрения телемедицинских услуг. Благодаря этому, идентификация пациентов стала возможна не только через «Госуслуги», но и с помощью номера телефона и смс.
Что относится к телемедицине?
Телемедицина включает в себя использование цифровых технологий и коммуникационных средств для предоставления медицинских услуг на расстоянии:
- онлайн-консультация с врачом;
- удаленный мониторинг состояния пациента;
- обмен медицинскими данными и результатами анализов через интернет;
- обучение и поддержка пациентов с помощью видеосвязи или мобильных приложений.
Последнее время многие частные клиники имеют собственные приложения, в которых есть чат с лечащим врачом. В нем можно договориться о корректировке лечения, если оно оказалось неэффективным и мониторить состояние пациента. Это особенно удобно для пациентов, живущих в соседних городах.
Для чего нужна телемедицина?
Телемедицина полезна для:
- жителей крупных городов с нехваткой времени на визиты в клиники;
- пациентов, нуждающихся в срочной помощи вдали от дома, например, в поездке;
- жителей удаленных регионов с ограниченным доступом к медицине;
- работников на крупных промышленных объектах, где требуется постоянный медицинский контроль;
- людей с низким иммунитетом, чтобы избежать рисков заражения;
- маломобильных граждан, которым трудно посещать поликлиники.
Дистанционные приемы ускоряют процесс лечения и экономят средства на дорогу, помогают быстрее определить вектор лечения.
Телемедицина: нужна ли лицензия?
Специальная лицензия для удаленного ведения приемов не нужна. Достаточно лицензии на ведение медицинской деятельности, выданной Рособрнадзором.
Хотя телемедицина предлагает множество услуг онлайн, у нее есть ограничения. Врачи не могут ставить диагнозы и назначать лечение дистанционно — это возможно только при личном визите. Сюда же относятся рецепты и больничные листы.
получите место в льготной группе
Врач телемедицины
Врач телемедицины должен обладать рядом важных качеств и навыков:
- быть высококвалифицированным специалистом, способным быстро и точно оценивать состояние пациента на основе ограниченной информации. Например, если пациенту требуется срочная консультация, необходимо провести ее в течение 30 минут - двух часов.;
- обладать отличными коммуникативными навыками, чтобы эффективно взаимодействовать с пациентами через цифровые платформы. Это включает в себя умение ясно объяснять медицинские рекомендации и поддерживать доверие пациента;
- техническая грамотность также важна. Доктор должен уверенно пользоваться телемедицинскими инструментами и платформами для проведения консультаций и ведения медицинской документации;
- быть внимательным и терпеливым. Дистанционные консультации могут требовать больше времени для сбора анамнеза.
Наконец, врач должен быть готов к постоянному обучению и адаптации, так как технологии и методы телемедицины продолжают развиваться. Несмотря на то, что закон не регламентирует планировку кабинета для удаленных консультаций, медицинские центры, предоставляющие такие услуги должны иметь специально адаптированные залы, соответствующие ГОСТам 34244-2017 и 57092-2016.
Стратегия цифровой трансформации здравоохранения предусматривает активное использование телекоммуникационных сервисов и увеличение доли телемедицинских консультаций до 50% к 2030 году.
Направления телемедицины
Телемедицина применяется для всех видов медпомощи:
- первичная помощь – консультации терапевта, педиатра или фельдшера;
- специализированная помощь — прием узконаправленных специалистов;
- скорая помощь — при травмах и срочных состояниях;
- паллиативная помощь — уход за неизлечимо больными.
Врачи могут принимать пациентов в экстренной, неотложной и плановой формах. Консультации бывают в реальном времени, когда врач и пациент общаются напрямую, и отложенные, когда врач изучает документы и отправляет заключение без личного общения. Также возможно собрание консилиума врачей, когда, например, необходимо определить необходимость и риски хирургического вмешательства.