Главная Новости Что такое телемедицина

Что такое телемедицина

Объясняем что такое телемедицина: польза, компетенции врача, лицензия.

24 апреля 2025 г. 13:38

Система телемедицины

Телемедицина – это использование интернета и технологий для дистанционных консультаций и лечения пациентов, без необходимости их личного визита в клинику. Говоря простыми словами ­– дистанционный прием у врача. Также система телемедицины включает в себя дистанционное общение докторов друг с другом.

Утверждена телемедицина была в 2018 году Федеральным законом №965н, но по-настоящему обрела востребованность только в период пандемии в 2020-2021 годах. Закон на протяжении 6 лет постоянно дополнялся и дорабатывался. В 2023 году в России стартовал трехлетний эксперимент по развитию телемедицины, инициированный постановлением Правительства РФ. В нем участвовали частные клиники, которым упростили процесс внедрения телемедицинских услуг. Благодаря этому, идентификация пациентов стала возможна не только через «Госуслуги», но и с помощью номера телефона и смс.

 

Что относится к телемедицине?

Телемедицина включает в себя использование цифровых технологий и коммуникационных средств для предоставления медицинских услуг на расстоянии:

  • онлайн-консультация с врачом; 
  • удаленный мониторинг состояния пациента; 
  • обмен медицинскими данными и результатами анализов через интернет; 
  • обучение и поддержка пациентов с помощью видеосвязи или мобильных приложений.

Последнее время многие частные клиники имеют собственные приложения, в которых есть чат с лечащим врачом. В нем можно договориться о корректировке лечения, если оно оказалось неэффективным и мониторить состояние пациента. Это особенно удобно для пациентов, живущих в соседних городах.

 

Для чего нужна телемедицина?

Телемедицина полезна для:

  • жителей крупных городов с нехваткой времени на визиты в клиники;
  • пациентов, нуждающихся в срочной помощи вдали от дома, например, в поездке;
  • жителей удаленных регионов с ограниченным доступом к медицине;
  • работников на крупных промышленных объектах, где требуется постоянный медицинский контроль;
  • людей с низким иммунитетом, чтобы избежать рисков заражения;
  • маломобильных граждан, которым трудно посещать поликлиники.

Дистанционные приемы ускоряют процесс лечения и экономят средства на дорогу, помогают быстрее определить вектор лечения.

 

Телемедицина: нужна ли лицензия?

Специальная лицензия для удаленного ведения приемов не нужна. Достаточно лицензии на ведение медицинской деятельности, выданной Рособрнадзором. 

Хотя телемедицина предлагает множество услуг онлайн, у нее есть ограничения. Врачи не могут ставить диагнозы и назначать лечение дистанционно — это возможно только при личном визите. Сюда же относятся рецепты и больничные листы.

Подберите программу обучения и
получите место в льготной группе
Оставьте заявку, и мы включим Вас в бонусную программу

Врач телемедицины

Врач телемедицины должен обладать рядом важных качеств и навыков:

  • быть высококвалифицированным специалистом, способным быстро и точно оценивать состояние пациента на основе ограниченной информации. Например, если пациенту требуется срочная консультация, необходимо провести ее в течение 30 минут - двух часов.;
  • обладать отличными коммуникативными навыками, чтобы эффективно взаимодействовать с пациентами через цифровые платформы. Это включает в себя умение ясно объяснять медицинские рекомендации и поддерживать доверие пациента;
  • техническая грамотность также важна. Доктор должен уверенно пользоваться телемедицинскими инструментами и платформами для проведения консультаций и ведения медицинской документации;
  • быть внимательным и терпеливым. Дистанционные консультации могут требовать больше времени для сбора анамнеза.

Наконец, врач должен быть готов к постоянному обучению и адаптации, так как технологии и методы телемедицины продолжают развиваться. Несмотря на то, что закон не регламентирует планировку кабинета для удаленных консультаций, медицинские центры, предоставляющие такие услуги должны иметь специально адаптированные залы, соответствующие ГОСТам 34244-2017 и 57092-2016.

Стратегия цифровой трансформации здравоохранения предусматривает активное использование телекоммуникационных сервисов и увеличение доли телемедицинских консультаций до 50% к 2030 году.

Направления телемедицины

Телемедицина применяется для всех видов медпомощи:

  • первичная помощь – консультации терапевта, педиатра или фельдшера;
  • специализированная помощь — прием узконаправленных специалистов;
  • скорая помощь — при травмах и срочных состояниях;
  • паллиативная помощь — уход за неизлечимо больными.

Врачи могут принимать пациентов в экстренной, неотложной и плановой формах. Консультации бывают в реальном времени, когда врач и пациент общаются напрямую, и отложенные, когда врач изучает документы и отправляет заключение без личного общения. Также возможно собрание консилиума врачей, когда, например, необходимо определить необходимость и риски хирургического вмешательства.

Узнайте о скидках и бонусах действующих сейчас

Подобрать программу
Методист отдела обучения перезвонит Вам
Отправить запрос
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.
button-icon