Круглый стол в Общественной палате РФ
21 ноября в Общественной палате прошел круглый стол «Взаимодействие СМИ, общественных институтов и образовательных организаций в рамках формирования гражданского самосознания и идентичности». Его организатором выступила Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций при поддержке Московского педагогического государственного университета.
Если Вы хотите стать врачом ультразвуковой диагностики, пройдя качественный очный курс переподготовки, то Вы можете подать заявку на нашем сайте:
«Подробнее»Круглый стол в Общественной палате
21 ноября в Общественной палате прошел круглый стол «Взаимодействие СМИ, общественных институтов и образовательных организаций в рамках формирования гражданского самосознания и идентичности».
Его организатором выступила Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций при поддержке Московского педагогического государственного университета.
Открытие дискуссионной площадки
Открыл дискуссионную площадку председатель Комиссии ОП РФ по СМИ Александр Малькевич: «Это очень серьезная тема, и неслучайно сегодня в обсуждении принимает участие большое количество ученых, мыслящих людей, затрагивающих важные вопросы, связанные с формированием гражданского самосознания. Формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста позиции гражданина, патриота России приобретает первостепенное значение в условиях атаки на нравственные и культурно-цивилизационные основы российского общества, масштабной кампании по переписыванию российской истории и, как следствие, — попытки расшатать основы общественной и политической системы. То, как и кто воспитывает и образовывает наших детей в школах и вузах, и от того, что закладывает учитель в совсем юные души и их сознание, конечно, во многом зависит, какая будет страна у нас в будущем».
Проект «Формирование гражданской идентичности»
Проректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Наталья Склярова рассказала о проекте «Формирование гражданской идентичности будущих учителей России»: «Еще в начале года в Великом Новгороде на конференции “Без срока давности” у нас прошел круглый стол, модератором которого выступил советник министра просвещения Андрей Петров. Мы затронули очень важную тему, которая наболела в душе у всех, — преподавание истории, фальсификация и военно-патриотическое воспитание. Учителя истории сегодня озабочены тем, что в учебниках написано множество противоречивых фактов, мы также говорили об изменении культурно-исторического стандарта. В результате обсуждения как раз и родился этот проект. Мы провели мониторинг ценностных ориентиров сегодняшней молодежи — студентов педагогических вузов и колледжей, а также изучили ценностные ориентации детей. Результаты исследования будут представлены в ближайшее время».
Создание единого образовательного пространства
Как сообщила Наталья Склярова, Московский педагогический государственный университет выступает за формирование единого образовательного пространства, а также создание учебников истории, которые отвечали бы задачам военно-патриотического воспитания современной молодежи.
Информационные атаки на российскую идентичность
Заместитель директора института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов подчеркнул, что в настоящий момент усиливаются информационные атаки на Россию и российскую идентичность: «Серьезно рассматривалась инициатива убрать из программы преподавание истории и русского языка как ненужных дисциплин, которые есть в школьных программах. С нашей точки зрения, такие идеи являются свидетельством того, что существуют серьезные проблемы и угрозы. Мы считаем, что нужно не то чтобы убирать, а усиливать тот блок дисциплин, которые формируют гражданскую идентичность. Это касается культурологического блока, истории, русского языка».
Финансирование проекта
Владимир Шаповалов предложил рассмотреть вопрос о возможности финансового обеспечения проекта «Реализация системы мероприятий по формированию гражданской идентичности будущего учителя России».
Переход на линейную систему преподавания истории
Советник министра просвещения Российской Федерации Андрей Петров сообщил, что со следующего учебного года планируется переход на линейную систему преподавания истории: «Начиная с начальной школы и до 11-го класса будет системное преподавание, где будут рассматриваться и сложные вопросы истории ХХ века, и современная история».
Влияние СМИ на общественное мнение
Андрей Петров в своей речи обратил внимание на то, что большое количество СМИ выпустило материал о том, что в Саратове американский фонд профинансировал ремонт крыши, однако, когда 20 тысяч других крыш были профинансированы из бюджета муниципального уровня, СМИ об этом не писали.
Петрова поддержал Александр Малькевич. Глава Комиссии по СМИ добавил, что на территории России работают ино-СМИ, выпускающие материалы, направленные на отрицательное формирование имиджа нашей страны и первых лиц.
Исследование гражданской идентичности
Протопопова Виктория Александровна – директор ЧОУ ДПО «АПК и ПП» рассказала о том, как проходит исследование гражданской идентичности студентов магистратуры и молодых учителей в Ростовской области. Отметила, что формирование гражданской идентичности является одним из ключевых личностных образовательных результатов ФГОС и сегодня как никогда актуальна подготовка учителя к педагогической деятельности по формированию гражданкой идентичности. Виктория Александровна представила программу повышения квалификации для молодых учителей по подготовке к работе по формированию гражданской идентичности обучающихся, разработанную с Можейко Марией Алексеевной, так же принимавшей участие в обсуждении. Коллеги из нашей Академии рассказали об особенностях внеурочной деятельности в школе, направленной на формирование гражданской идентичности обучающихся, об исследовательской деятельности школьников в рамках проекта «Без срока давности».
Итоги круглого стола
По итогам круглого стола было принято решение рассмотреть возможность совершенствования исторического образования как важнейшего условия сохранения исторической памяти, воспитания гражданской позиции и патриотизма, а также расширения преподавания дисциплин «История» и «Русский язык» в рамках образовательных программ бакалавриата. Планируется также тесная работа с Министерством просвещения РФ в реализации проекта «Реализация системы мероприятий по формированию гражданской идентичности будущего учителя России