Главная Новости Обучение нутрициологии

Обучение нутрициологии

История нутрициологии в России. Как происходило становление нутрициологического направления - кафедры, школы и институты нутрициологии. Где получить хорошее образование нутрициолога

2 июля 2024 г. 18:50

 

Образование по нутрициологии 

Образование нутрициологии берет истоки еще с древних времен, когда ведущие научные и клинические деятели пытались обосновать влияние алиментарного поведения на здоровье. В монографиях и талмудах прослеживалась постоянно идея, что питание влияет на формирование нозологий, а также обладает лечебными и профилактическими свойствами. Перечень работ того времени актуальны и по сей день. Наука формировалась и укрепляла позиции с постепенным накоплением представлений о химическом составе пищи, анатомии, физиологии, патофизиологии и др. И сегодня в России сформировались различные школы по нутрициологии .

 

История Нутрициологии

В начале 1900 принято считать, что нутрициология уже сформировалась как обособленная наука со своим уставом и правилами. Однако, одним из самых прорывных этапов – это образование отечественной школы физиологии. Академик И.П. Павлов придал знаниям о механизмах пищеварения, работе экзокринных и эндокринных желез, а также роли ВНД в их регуляции мировую известность.

Это был период, когда физиологическая наука во главе с профессорами М.Н. Шатерниковым и О.П. Молчановой формировала все основные принципы, законы, требования в области науки о питании. 

На пике этой революции (1951 г.) сформулированы и созданы первые средние нормы потребности взрослого населения в энергии, белках, жирах и углеводах. Следующий революционный скачок в развитии связан с вступлением в эру биохимии, открывшей возможности расшифровки биохимических механизмов и доказательства ведущей роли ферментов в регуляции метаболизма. Сформулированы принципы метаболических потоков и ферментных ворот, отвечающих за биохимический конвейер превращения пищевых веществ в энергию и выполнение пластических функций. Это эра, которую возглавил академик А.А. Покровский, сформулировавший основы биохимии питания и концепцию сбалансированного питания. В этот период созданы новые нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии: более дифференцированные, учитывающие особенности мужчин и женщин разных возрастов и с различным уровнем физической нагрузки. 

Третий революционный период развития берет начало в конце ХХ в., когда стали доступны новые методы исследований и мы перешли на геномный и постгеномный уровни определения ключевых факторов, их роли и ответственности за регуляцию экспрессии генов, участвующих в процессе метаболизма пищевых веществ, механизмов защиты организма от неблагоприятных факторов окружающей среды, формирования адаптационного потенциала, включая иммунный статус и систему антиоксидантной защиты, системы ферментов метаболизма ксенобиотиков и, наконец, системы регуляции апоптоза, т.е. жизни клетки. В этот период был значительно расширен спектр исследований, позволивших перейти от характеристики макронутриентов к изучению роли так называемых микронутриентов, в частности минорных биологически активных соединений, и получению доказательств их функционального значения как экзогенных регуляторов метаболизма. Получены экспериментальные данные об их если не незаменимости, то по крайней мере роли этих соединений в жизнедеятельности клетки и организма.

 

История нутрициологических исследований

К практическим аппликациям результатов этих исследований можно отнести методические рекомендации «Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ» (2004), аккумулирующие сведения более чем о 170 биологически активных соединениях, и «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (2008), которые можно охарактеризовать как стремительный рывок к персонализированной нутрициологии. 

Нутрициология относится к интенсивно развивающимся наукам. Уже сегодня четко вырисовывается ее интегративный характер. Трудно назвать какое-либо другое научное направление, требующее для развития так много дисциплин, как эта. 

В Российской Федерации официально специальности нутрициология не существует, не сформирован специалитет, бакалавриат. Реализуется такое направление только в рамках системы дополнительного профессионального образования. Однако системы программы образования непрерывно совершенствуются и преобразовываются, так что, возможно, и объект нашего изучения будет подкреплен необходимой законодательной базой и правовым статусом.

 

Кафедра нутрициологии

Профессорско-преподавательский, а также кадровый состав кафедры нутрициологии являются очень важным элементом качественного обучения на курсе. Важно понимать, что наука находится на стыке медицинского и немедицинского познания. По этой причине большая часть преподавателей должна быть, в первую очередь, врачами, а потом уже нутрициологами. Говоря о врачебной стезе, в нашем подходе к образованию в Академии, мы предъявляем первостепенное требование к наличию подготовки по специальности врач-диетолог, так как программа обучения наполнена множеством медицинских аспектов (анатомия, физиология, психиатрия, эндокринология и др.), которые может дать слушателю в полном объеме только специалист конечного этапа оказания медицинской помощи. Мы не говорим, что каждый должен быть врачом, но состав кафедры должен по большей мере включать в себя таких специалистов.

По нашему мнению, специалист промежуточного звена не сможет в полной мере обеспечить Вас качественным образованием. Обучение в Академии делегировано на компетенции «каждый занимается своим делом». Материал предоставляется поэтапно от специалиста конкретной области, а интерпретируется на медицинский лад врачом-диетологом с подготовкой по нутрициологии. Нутрициология онлайн стала одним из ведущих трендов современного околомедицинского образования.

 

Программы по нутрициологии

Учебные программы по нутрициологии, как мы уже отметили, реализуются в рамках дополнительного профессионального образования. Учебная программа должна быть не менее 250 академических часов согласно 499 приказу. Интервал обучения, а также содержательность программ определяет само учреждение, поэтому все программы разные. 

Существуют формальные и неформальные программы. Первые закреплены правовой базой, имеют юридическую силу и отчетную документацию (выдается диплом с печатью организации, регистрируется в ФИС ФРДО и т.д.). Вторые, организуются в рамках корпоративных собраний и рабочих кворумов заинтересованными лицами (набирается список желающих, идет поиск компетентного спикера и т.д.), однако не имеют отчетной документации и юридической силы. Вывод, вы получаете в первом случае – отчетный документ, знания и навыки, а во втором тоже самое, только без официального документа. Официальный документ важен, так как именно он будет учитываться при отборе на желаемую должностную позицию.

Рекомендуем, выбирать качественные и легитимные образовательные программы, а также проверять лицензию учреждения на ее реализацию.

 

Лекции по нутрициологии

Учебный процесс в любой специальности подразделяется на виды учебной деятельности:

  • лекции;
  • практики;
  • самостоятельные работы;
  • аттестация;
  • возможно, стажировки.

В рамках нашей дисциплины, которая не является прикладной (нет необходимости в мануальных манипуляциях, например, как в обучение УЗИ) особое значение придается теоретическому материалу, в частности его качеству, содержательности и актуальности. 

Помимо основных постулатов и правил нутрициолог должен знать основы химических реакций, особенности взаимодействия веществ, их метаболизм, регуляции клеточных и внеклеточных процессов на уровне генетической экспрессии и др. Условно, в нутрициологию должны входить медицинские, омиксные и немедицинские науки. 

К медицинским следуют отнести:

  • анатомия;
  • физиология; 
  • биологическая химия;
  • органическая и неорганическая химии;
  • эндокринология;
  • диетология;
  • педиатрия и геронтология;
  • и другие.

К немедицинским приписывают:

  • история и этапы становления нутриативной науки;
  • понятие о врачебной этике;
  • особенности общения с клиентами, а также учет психолого-поведенческих особенностей личности;
  • методы эффективного взаимодействие с врачами;
  • менеджмент и маркетинг.

С омиксными науками можно ознакомиться более подробно в статье Обучение на нутрициолога

 

Уроки по нутрициологии

Мы понимаем, что последипломное образование – это все больше про самообразование, никто знания «насильно» и кропотливо не «запихнет» в ученика, как например в школе. Мы придаем огромное значение визуальному и живому общению по средствам дистанционных образовательных технологий, а также формированию соревновательного интереса. 

Здесь уклон на проведение онлайн лекций с присутствием слушателей. На этих лекциях активно ведутся обсуждения по теме занятия, а также преподаватель дает возможность продемонстрировать полученные знания в рамках разбора клинических случаев. То есть применяется теоретическая база в рамках нативного разбора случаев клиентов/пациентов. Процесс обсуждения случаев помогает узнать новое, а также сформировать и развить зачатки клинического мышления. А наличие самой коммуникации в режиме реального времени позволяет быстро задать интересующие вопросы и оперативно получить на них развернутые ответы с яркими примерами случаев из практики.

Именно эти критерии необходимости коммуникации «человек-человек» также легли в основу образовательного подхода в «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки». Однако, если Вы по каким-либо причинам не смогли посетить занятие, то Вы имеете возможность просмотреть видео-запись занятия, прикрепленную к теме. 

 

Практика по нутрициологии

Практической составляющей дисциплина не имеет, как например в ординатуре, где необходимо использовать свои мануальные навыки в диагностическом поиске патологий у пациента. Однако, в рамках медицинской нутрициологии необходимо умело и эффективно взаимодействовать как с врачом, так и с клиентом. Необходимо понимать, когда нужно обратиться к врачу-диетологу, а также правильно объяснить эту необходимость клиенту, дабы достичь максимальной пользы от раннего и своевременного обращения по патологии.

Контакты приемной комиссии 

Телефон: +7 (800) 700 54 07

+7 (961) 308 49 29

WhatsApp: +7 (961) 308 49 29

 

Подобрать программу
Методист отдела обучения перезвонит Вам
Отправить запрос
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.
button-icon