Обучение врачей: где учат и сколько стоит?
Полный обзор процесса обучения врачей в России: история, законы, система обучения, цены, вузы, центры. Расскажем, чем отличается ординатура от переподготовки, выделим преимущества каждой программы.
Полный спектр программ переподготовки для врачей Вы можете посмотреть здесь
«Подробнее»История медицинского образования в России
Становление системы медицинского образования в нашей стране началось в XVIII веке в рамках петровских реформ, направленных на подготовку кадров для армии и флота. Открытие в 1707 году госпитальной школы при Московском госпитале под руководством Н.Л. Бидлоо положило начало систематической подготовке медиков. В дальнейшем сеть учебных заведений расширялась: создавались медицинские факультеты в университетах, специализированные училища и академии, формировалась система женского и фельдшерского образования. После 1917 года произошла реорганизация системы с акцентом на профилактическое направление, а в советский период сложилась многоуровневая модель подготовки, продолжающая развиваться в современных условиях.
Основные этапы развития:
- 1707 г. – основание первого медицинского училища при Московском госпитале указом Петра I. Обучение длилось 5-7 лет и сочеталось с практикой в госпитале;
- Конец XVIII - начало XIX вв. – создание медицинских факультетов в университетах (Москва, Дерпт, Казань). Введена система лекций и клинической практики;
- С 1880-х гг. – становление научной медицины. Внедрены интернатура (год практики после университета) и система специализации;
- 1960-е годы – знаковая реформа с введением ранней профилизации (субординатура) и последующей специализации через интернатуру. Несмотря на лидерство по числу врачей, сохранялся дефицит среднего медицинского персонала.
Советский период — переход к массовой подготовке врачей. Сформирована двухэтапная система: лечфак/педиатрический + интернатура/ординатура.
- 1990-е - 2000-е – интеграция в международные стандарты. Появление аккредитации и системы НМО.
- С 2016 г. – поэтапный переход к обязательной первичной аккредитации и системе непрерывного медицинского образования.
Эволюция системы отражает переход от ремесленного ученичества к стандартизированной многоуровневой подготовке при сохранении принципа единства теории и практики.
получите место в льготной группе
Законы об обучении врачей
Система подготовки и непрерывного профессионального развития медицинских кадров в Российской Федерации функционирует в рамках строгой нормативной базы. Особую значимость приобрела реформа 2015 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», что позволило с 1 января 2016 года ввести обязательную аккредитацию для всех медицинских работников.
| Нормативный акт | Номер документа | Ключевые направления регулирования |
| Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» | №323-ФЗ | • Повышение квалификации (каждые 5 лет) • Аккредитация специалистов • Непрерывное медицинское образование |
| Федеральный закон «Об образовании» | №273-ФЗ | • Все уровни медицинского образования • Требования ФГОС • Порядок реализации программ |
| Приказ Минздрава «Об аккредитации специалистов» | №709н | • Положение об аккредитации • Процедура и сроки проведения • Требования к испытаниям |
| Приказ Минздрава «О совершенствовании профессиональных навыков» | №66н | Порядок дополнительного профессионального образования |
| Приказ Минздрава «О свидетельствах об аккредитации» | №1082н | Требования к оформлению документов |
| Профессиональные стандарты | — | Квалификационные требования по медицинским специальностям |
Современная система нормативного регулирования обеспечивает единство требований к подготовке медицинских кадров и создает механизмы для постоянного профессионального роста специалистов.
В 2026 году планируется полный переход на электронный формат документов об образовании и аккредитации.
Топ медицинских вузов России
Подготовили подборку из пяти лучших медицинских вузов страны:
- Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Москва) – ведущий медицинский вуз страны, признанный федеральный центр медицинского образования. Предлагает наиболее полный спектр медицинских специальностей и современную клиническую базу;
- РНИМУ им. Н.И. Пирогова (Москва) – крупнейший научно-образовательный комплекс с акцентом на педиатрии и исследовательской работе. Сочетает фундаментальную подготовку с инновационными технологиями;
- ПСПбГМУ им. И.П. Павлова (Санкт-Петербург) – старейший медвуз России с богатыми академическими традициями. Особенно сильны программы по терапии, хирургии и неврологии;
- Медицинский институт «МедСкиллс» (Ростов-на-Дону) – современное учебное заведение, отличающийся практико-ориентированным подходом. Специализируется на подготовке врачей с акцентом на отработку клинических навыков;
- МГМСУ им. А.И. Евдокимова (Москва) – профильный стоматологический университет с программами разного уровня. Лидер в области стоматологического образования и челюстно-лицевой хирургии.
Различия между представленными вузами заключаются в стоимости обучения, проходных баллах и возможностях для практической подготовки.
Говоря о проходных баллах, предлагаем ознакомиться со сравнительной таблицей по различным регионам России:
| Учебное заведение | Бюджетные места | Платные места | Проходной балл (бюджет) | Проходной балл (платное) |
| Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Москва) | 1 074 | 900 | 293 | 168 |
| ПСПбГМУ им. И.П. Павлова (Санкт-Петербург) | 440 | 225 | 265 | 211 |
| ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (Воронеж) | 298 | 300 | 275 | 167 |
| КГМУ (Курск) | 308 | 230 | 256 | 124 |
| НГМУ (Новосибирск) | 360 | 180 | 246 | 137 |
| СамГМУ (Самара) | 437 | 90 | 257 | 187 |
| КрасГМУ (Красноярск) | 300 | 200 | 257 | 127 |
Примечание: проходные баллы указаны по результатам приемной кампании 2025 года и могут изменяться.
Однако все перечисленные учебные заведения гарантируют соответствие федеральным образовательным стандартам и обеспечивают высокий уровень профессиональной подготовки.
Система обучения врачей
Современная система подготовки медицинских кадров в Российской Федерации представляет собой стройную многоуровневую структуру, где каждый этап открывает новые возможности для профессионального роста и специализации.
Основой медицинского образования является шестилетний цикл обучения по программам специалитета. Ключевые направления подготовки включают:
- Лечебное дело;
- Педиатрию;
- Стоматологию;
- Медицинскую кибернетику;
- Остеопатию.
Полный перечень специальностей специалитета утвержден и доступен на официальном портале аккредитации медицинских работников.
После завершения специалитета выпускник может выбрать один из профессиональных маршрутов:
- начало практической деятельности на первичных должностях (врач-терапевт участковый);
- продолжение образования в ординатуре;
- прохождение профессиональной переподготовки для освоения новой специальности.
В 2025 году в российские медицинские вузы было подано рекордные 415 тысяч заявлений - на 20% больше, чем в предыдущем году. На программы специалитета было зачислено 50 тысяч студентов при среднем конкурсе 15 человек на место. В ординатуру приняли 26 тысяч выпускников, а на программы среднего профессионального образования - около 130 тысяч абитуриентов.
Ожидается дальнейший рост интереса к медицинскому образованию. Прогнозируется увеличение количества абитуриентов до 430-450 тысяч заявлений, с сохранением высокого конкурса на специалитет - до 16-18 человек на место.
В этом материале рассмотрим подробно каждый возможный образовательный маршрут врачей и перечислим плюсы и минусы каждого.
в 2025 году
Обучение в ординатуре
Ординатура представляет собой второй уровень медицинского образования, позволяющий получить узкопрофильную специализацию. Именно на этом этапе врач официально вступает в систему непрерывного медицинского образования (НМО), которая обеспечивает постоянное совершенствование профессиональных компетенций.
Обучение длится 2 года (для некоторых специальностей — до 5 лет) и проходит в очной форме, сочетая углубленное изучение специальных дисциплин с практической работой в клиниках под руководством опытных наставников.
По окончании выдается диплом об окончании ординатуры с присвоением квалификации врача-специалиста. Выпускники проходят первичную аккредитацию — обязательную процедуру для допуска к профессиональной деятельности.
Большинство выпускников медицинских вузов продолжают обучение в ординатуре. Согласно данным за 2024 год, выпуск из ординатуры составил 31,6 тысяч специалистов - на 13,67% больше, чем в 2023 году. В ординатуру не поступают в основном те, кто планирует работать терапевтами, уходит в академический отпуск или выбирает непрофильную деятельность.
С 1 сентября 2025 года действует новый порядок приема в ординатуру, утвержденный приказом Минздрава №200н, который направлен на оптимизацию распределения бюджетных мест и повышение качества отбора кандидатов.
В Российской Федерации существует возможность одновременного обучения по двум программам ординатуры, однако этот процесс сопряжен с рядом существенных ограничений.
Согласно Федеральному закону «Об образовании», бесплатное высшее образование гарантируется только при получении его впервые. Поэтому при поступлении на две программы ординатуры одно из направлений обязательно будет платным. Важно отметить, что сокрытие факта получения второго образования может повлечь за собой юридическую ответственность.
По окончании каждой ординатуры специалист проходит первичную специализированную аккредитацию, включающую:
- тестирование;
- оценку практических навыков в симулированных условиях.
Такой подход обеспечивает поэтапное и качественное профессиональное развитие врача в рамках системы НМО.
Переподготовка врачей
В соответствии с действующим законодательством, врачи имеют возможность корректировать свою профессиональную направленность. При наличии подготовки в ординатуре доступно прохождение программ профессиональной переподготовки для получения новой специализации при условии соответствия уровня образования установленным квалификационным требованиям.
Профессиональная переподготовка является более рациональной альтернативой последовательному обучению в нескольких ординатурах, поскольку позволяет:
- качественно освоить новую специальность за короткий срок;
- избежать профессионального выгорания благодаря оптимизированной нагрузке.
Переподготовка востребована в различных ситуациях:
- планирование смены специализации - например, когда врач-терапевт осваивает направление анестезиологии-реаниматологии;
- возвращение к практике после перерыва - обязательна при отсутствии стажа по специальности более 5 лет;
- расширение профессиональных компетенций - как в случае с педиатром, получающим квалификацию диетолога.
После завершения переподготовки врачи также проходят специализированную аккредитацию, включающую:
- теоретическое тестирование;
- практико-ориентированный экзамен;
- решение ситуационных задач.
Напомним, что профессиональная переподготовка проводится в строгом соответствии с Приказом Минздрава РФ №206н, который определяет квалификационные требования к медицинским работникам, а также условия для смены профессионального профиля.
Повышение квалификации врачей
Важным элементом карьеры медицинского работника является обязательное повышение квалификации каждые пять лет. Эта система разработана для:
- постоянного совершенствования профессиональных навыков;
- поддержания актуального уровня компетенций;
- адаптации к меняющимся требованиям медицинской науки и практики;
- начисления баллов НМО и успешного прохождения аккредитации.
Данный подход способствует повышению качества медицинской помощи через постоянное профессиональное развитие.
получите место в льготной группе
Согласно актуальным данным, в России насчитывается 758,8 тысячи практикующих врачей. Хотя точная статистика по ежегодному охвату программами ДПО отсутствует, можно ориентироваться на установленную законодательством периодичность - каждый медицинский работник обязан проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.
Это означает, что ежегодно примерно 150-160 тысяч врачей различных специальностей совершенствуют свои профессиональные компетенции через систему непрерывного медицинского образования.
Центры обучения медицинских работников
Система профессионального медицинского образования в России представлена разнообразными учебными заведениями, предлагающими программы ординатуры, переподготовки и повышения квалификации.
Высшее медицинское образование с программами ординатуры доступно:
- в государственных вузах (МГМУ им. Сеченова, СЗГМУ им. И.И. Мечникова);
- и в частных образовательных учреждениях, например, медицинский институт «МедСкиллс», где проходят обучение ординаторы из разных регионов страны по 6 самым востребованным направлениям.
Для повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинские работники могут обратиться в специализированные центры:
- Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки (АПКиПП). Предлагает более 1000 образовательных программ по всем медицинским специальностям. Особенностью академии является гибкий подход к форматам обучения: доступны курсы с применением дистанционных технологий, а также полностью очные программы, такие как обучение УЗИ-диагностике и курсы переподготовки для косметологов. Академия известна своей уникальной ростовской школой УЗИ, программы которой преподаются не только в Ростове-на-Дону, но и в Краснодаре, Москве и Санкт-Петербурге. Для обеспечения качественной практической подготовки АПКиПП предоставляет обучающимся моделей для отработки навыков и сотрудничают с лучшими современными кадавер-площадками. Географический охват академии включает все крупные города России, что делает образование доступным для медицинских работников из разных регионов страны.
- Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО). Реализует программы ДПО для медицинских специалистов различных направлений;
- Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому образованию. Проводит курсы для медицинских работников, преподавателей и руководителей;
- ИМО НАМО им. Н.А. Бородина. Специализируется на дистанционных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в рамках системы НМО.
Конечно же, список намного шире, выбрать подходящее место для обучения врачу сложно не столько из-за многообразия центров, сколько из-за нехватки свободного времени в силу высокой загруженности врачей. Поэтому предлагаем вам оставить заявку в форме ниже, чтобы получить бесплатную консультацию о всех обучающих медработников центрах в РФ. Благодаря консультации вы сможете определить для себя наилучший вариант.
Программа переподготовки врачей
Программы профессиональной переподготовки вызывают закономерный интерес у практикующих врачей благодаря сжатым срокам обучения — всего 3 месяца против 2 лет в ординатуре. Это оптимальное решение для медицинских специалистов, которые уже имеют базовое образование и стремятся:
- освоить смежное направление без длительного отрыва от работы;
- расширить спектр профессиональных компетенций;
- вернуться к практике после перерыва в деятельности.
С февраля 2025 года действует Федеральный закон №28-ФЗ, запрещающий полностью дистанционный формат обучения по медицинским специальностям.
Возможности переподготовки регламентированы Приказом Минздрава №206н, который определяет:
- перечень доступных для освоения специальностей;
- квалификационные требования к слушателям;
- минимальный объем программы — от 250 академических часов.
При выборе программы переподготовки необходимо заранее ознакомиться с учебным планом, который должен быть доступен на сайте образовательной организации или предоставлен по запросу. В программе обязательно должны быть четко указаны:
- модульная структура — перечень изучаемых дисциплин и тем;
- объем часов — общая продолжительность и распределение по разделам;
- оборудование — перечень технических средств для практической подготовки;
- место проведения — адреса учебных площадок и клинических баз;
- формат занятий — соотношение теоретической и практической подготовки.
Этот документ позволяет оценить соответствие программы вашим профессиональным задачам и гарантирует, что обучение будет включать необходимую практическую составляющую.
Главная польза программ в том, что они позволяют врачам различных специальностей расширить свой профессиональный профиль. Например:
- гинекологи могут освоить УЗИ-диагностику для комплексного ведения пациентов;
- терапевты имеют доступ к 37 различным направлениям переподготовки;
- врачи после длительного перерыва в работе могут восстановить квалификацию.
В АПКиПП программы переподготовки построены по принципу 30/70. 30% учебного времени отводится на теоретическую подготовку, а 70% занимает отработка практических навыков.
Такой подход сохраняется независимо от продолжительности курса — будь то интенсивный двухнедельный модуль или трехмесячная программа.
Очная переподготовка врачей
Очное обучение остается незаменимым форматом для освоения прикладных медицинских специальностей, где ключевую роль играет отработка практических навыков. В АПКиПП представлен широкий спектр очных программ, ориентированных на современные диагностические и лечебные методики:
- ультразвуковая диагностика (эластография, эхокардиография, дуплексное сканирование);
- специализированные УЗИ-исследования (поверхностно-расположенные органы, периферические нервы);
- гендерно-ориентированная диагностика (мужское и женское здоровье);
- мануальная терапия и остеопатия (базовый уровень);
- косметология с практической отработкой техник.
Данные программы разработаны для практикующих врачей, стремящихся освоить новые методики работы и современное диагностическое оборудование.
Вы можете оставить заявку в форме ниже и проконсультироваться по всем возможным очным переподготовкам в АПКиПП.
Цены медицинского обучения
Российская система медицинского образования демонстрирует значительный разброс цен, который вы можете наблюдать в таблице ниже:
| Уровень образования | Стоимость | Примечание |
| Среднее профессиональное образование (СПО) | От 50 000 до 200 000 рублей (в хорошо оснащенных частных колледжах) ежегодно | Остается наиболее доступным сегментом |
| Программы специалитета | Варьируются от 200 000 до 1 000 000+ рублей в год | Верхняя ценовая планка характерна для ведущих столичных вузов |
| Ординатура | Ценовой диапазон от 300 000 до 700 000 рублей ежегодно | Обусловлено высокой ресурсоемкостью клинической подготовки |
| Профессиональная переподготовка | Может достигать 250 000 рублей и более | Цена обусловлена возможностью за короткий срок освоить новую специальность |
| Курсы повышения квалификации | От 1000 руб и не более 100 000 | Остаются наиболее демократичным вариантом |
Ключевые факторы ценообразования включают:
- престиж учебного заведения;
- уровень технического оснащения;
- квалификацию преподавательского состава;
- географическое расположение.
При этом сохраняется возможность получения бюджетного финансирования, особенно для программ специалитета в государственных вузах.
Отзывы врачей о переподготовке
В современном информационном пространстве отзывы действительно играют значительную роль в формировании мнения. Однако мы сознательно избегаем искусственного создания репутации и накрутки отзывов, поскольку считаем такой подход не соответствующим принципам профессионального медицинского образования.
Наша позиция основана на принципе полной прозрачности и открытости. Мы практикуем формат «открытых дверей» в динамическом режиме - вы можете в любое удобное время посетить учебные аудитории, ознакомиться с оснащением клинической базы (клиника «МедСкиллс»), пообщаться с преподавателями и текущими слушателями.
в 2025 году
Такой подход позволяет:
- составить объективное представление о качестве образовательного процесса;
- оценить материально-техническое оснащение учебных помещений;
- получить информацию из первых рук от участников образовательного процесса.
Мы убеждены, что возможность личного ознакомления с условиями обучения и непосредственного общения с преподавательским составом позволяет сформировать взвешенное и обоснованное мнение, соответствующее вашим профессиональным потребностям и ожиданиям.