Главная Новости Обучение врачей станет только очным: хорошо это или плохо?

Обучение врачей станет только очным: хорошо это или плохо?

Плюсы и минусы радикальных изменений в подготовке врачей 2025

10 февраля 2025 г. 9:09

Одна из самых обсуждаемых инициатив 2025 года – это прошедший в первом чтение Государственной Думы законопроект о системе подготовки медицинских кадров.

Приведем основные положения новаций:

  • переподготовка врачей должна проходить строго в соответствии с примерными программами;
  • обучение, в результате которого присваивается новая квалификация, должно быть организована только в очной форме, что также регламентируется примерной программой;
  • примерные программы будет разрабатывать и утверждать Минздрав;
  • образовательные организации, осуществляющие подготовку врачей, должны получить заключение Здравнадзора о соответствии материально-технического обеспечения и кадрового состава требованиям ведомства.

То есть, мы видим, что ключевым моментом этих нововведений является примерная программа переподготовки по каждой медицинской специальности. 

На сегодняшний день таких программ всего 6, а медицинских специальностей более 100. 

То есть, реализация данной инициативы явно затянется, предстоит огромная работа по проектированию примерных программ.

Циклы НМО также станут очными? 

Отметим, что речь не идет о краткосрочных программах повышения квалификации, которые невозможно охватить примерными программами – их десятки тысяч… В данном случае речь идет о таком обучении, в результате которого врач получает новую медицинскую специальности. К примеру, был врачом-хирургом, стал врачом ультразвуковым диагностом, а программы повышения квалификации новую квалификацию не дают. 

Так что циклов, курсов на 36, 72, 144 часа изменения, скорее всего, не коснутся.

Переподготовка врачей на клинической базе не новшество

В то же время надо отметить, что и сейчас в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» есть норма, которая предусматривает обязательность очного обучения по программам ДПО медицинского профиля. Это статья 82, которая четко говорит о том, что переподготовка врачей возможна только в результате практической подготовки, а практическая подготовка осуществляется на базе медучреждений. Так что рассматриваемая норма уже присутствует в российском законодательстве, и не совсем понятно, зачем об этом говорить еще раз. 

 

Очное обучение врача будет стоить намного дороже

При безусловной актуальности инициативы и, думаем, очевидности того, что новая медицинская специальность должна быть получена врачом только в результате очного обучения, практической подготовка на клинической базе с наставником в реальном клиническом процессе отметим, какие изменения стоит ожидать в связи с принятием инициативы:

  • значительное повышение стоимости, буквально в разы: программа, которая полностью реализуется в очной форме, конечно, будет стоить намного больше, чем та, в которой часть учебного плана реализуется с применением дистанционных технологий. То, что стоило 50 000 – 60 000 рублей будет стоить 250 000 – 300 000 тысяч рублей;
  • полный отрыв от работы на длительный период: в среднем три месяца длится переподготовка, то есть придется оторваться от работы, уйти в учебный отпуск, остаться без заработка, но получить новую профессию.

Таким образом, один из самых очевидных минусов – это повышение стоимости обучения в несколько раз.

Плюсы перехода обучения врачей преимущественно в очную форму

Плюсы инициативы: 

  • все организации пройдут экспертную оценку Минздрава, предъявят МТО и кадровое обеспечение;
  • с образовательного рынка уйдут недобросовестные организации, продающие сертификаты и дипломы;
  • без реальной практической подготовки нельзя будет получить диплом о новой специальности врача.

Обеспечит ли это на 100% качественную переподготовку врача? Только ли в форме обучения дело? Не думаем…

Риски инициативы об очном обучении врачей

Позиция «все дистанционное обучение некачественно, а очное обучение качественно» явно неэффективна, а в некоторых контекстах даже не очень продуманна. Каждый из Вас, уважаемые наши доктора, может привести десятки примеров пустых, неэффективных очных курсов, когда Вы просто теряли время на скучных и устаревших лекциях. 

И так же Вы можете привести десятки примеров, когда, смотря по видеосвязи операцию ведущего специалиста в своей области – гинеколога, уролога, хирурга, Вы получали больше знаний, чем на любом очном курсе. Так что ситуация не так однозначна и вопрос не прост.

А в форме ли обучения дело…….

Цифровые технологии в системе обучения врачей

В эпоху развития искусственного интеллекта отказаться от потенциала цифровых технологий в отечественной медицине было бы по меньшей мере странно, это откинет развитие нашей медицине назад.

В эпоху такого ускорения, технологических гонок между врачами всего мира, учить за партами то, что можно рассказать, подключив в один момент на видео связь всю Россию – неэффективно и странно.

Каким будет данный закон мы узнаем после третьего чтения и всех его экспертиз. Но общий обрис понятен.

Горячая линия «Обучение врачей 2025»

В условиях такого количества нововведений в медицинском сообществе возникает большое количество вопросов, к примеру:

  • а можно ли сейчас пройти дистанционный цикл на 36 часов, мне его засчитают в аккредитации?
  • а можно ли пройти переподготовку, в которой часть занятий очных, а часть заочных?
  • и другие вопросы.

Если у Вас есть вопросы по поводу обучения, Вы не совсем поняли, какие курсы будут считаться законными, а какие нет и другое – Вы можете воспользоваться помощью на горячей линии «Обучение врачей 2025» 88007005407 или WhatsApp 89613084929 или посмотреть актуальную информацию о переподготовках врачей на сайте.

Подобрать программу
Методист отдела обучения перезвонит Вам
Отправить запрос
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.
button-icon