Отзывы пациентов и врачей: можно ли доверять?
Рассуждаем о том, каким отзывам о врачах можно доверять, почему возникают негативные отзывы и как врачу защитить себя от клеветы.
Календарь очных курсов переподготовки для врачей здесь
«Подробнее»Отзывы пациентов о врачах
Записываясь на прием к врачу, современный пациент имеет возможность предварительно ознакомиться с отзывами о враче, оставленными уже посетившими прием людьми. Насколько можно доверять отзывам пациентов? Всегда ли они достоверно передают информацию о профессионализме доктора? Отзывы о врачах могут носить недостоверный характер по ряду причин:
- врач и пациент поругались: недопонимания между двумя сторонами могут возникнуть из-за любой мелочи. Когда пациент после приема остается в расстроенных чувствах, то может написать негативный отзыв под наплывом эмоций. Не всегда он будет отображать реальную ситуацию;
- назначенное лечение не помогло: часто больной ожидает от доктора чудодейственной таблетки, после которой он выздоровеет через неделю. Не всегда это возможно. Каждая история болезни индивидуальна, поэтому многие врачи ещё на приеме предупреждают о том, что если лечение не поможет, то следует прийти на повторный прием. Это не «выкачивание денег». Врач всегда начинает лечение с менее опасных препаратов, чтобы предотвратить сильные побочные эффекты на другие органы;
- после лечения состояние ухудшилось: в таких случаях тоже не всегда виноват доктор. Существует индивидуальная переносимость препаратов, то есть организм не реагирует на лекарство или, наоборот, реагирует, но отрицательно. К сожалению, от этого никто не застрахован, не стоит сразу винить врача;
- влияние внешних факторов: длительное ожидание приема или неудобства в клинике влияют на общее впечатление пациента и его отзыв о враче, несмотря на предоставленную врачом качественную медицинскую помощь.
Причины могут быть разными, мы упомянули лишь о часто встречающихся. И как показывает сложившаяся практика: врач практически не защищен. Да, среди медработников встречаются невежды, но чаще всего врач не имеет выраженной эмоциональности, им характерно спокойствие. Этого требует специфика работы, нельзя проникаться страданиями больных.
Компания «Медицинские информационные решения» провела опрос 3098 медработников и выяснила, что только у 6% никогда не было конфликтов с пациентами.
получите место в льготной группе
Отзывы врачей о пациентах
Многие медработники часто шутят про то, что было бы неплохо иметь возможность писать отзывы о пациентах. Конечно, такого сервиса не существует. Но клиника может оставлять пометки в собственной программе, если, например, пациент часто отменяет визиты или не приходит вообще. Случаи отказа пациенту в записи после многочисленных несостоявшихся визитов распространены в частных стоматологических клиниках, оберегающих себя и доктора от потери времени и средств. Такой отказ регламентируется статьей 70 ФЗ от 21. 11. 2011 г. №323 и возможен если не угрожает жизни пациента или здоровью окружающих людей.
По причине негативного отзыва за защитой в суд обращаются редко. В 2022 году было рассмотрено всего 3 тысячи дел.
Защита репутации врача
Как действовать врачу при обнаружении отзыва, не соответствующего действительности или оскорбляющего его личность? Необходимо, в течение года с момента публикации, ссылаясь на статью 152 Гражданского кодекса РФ, обратиться в суд. Важно иметь скриншоты, подтверждающие факт существования отзыва, тогда суд рассмотрит дело даже если пациент удалил отзыв.
После обращения в суд эксперт-лингвист проведет лингвистический анализ текста, благодаря которому выяснится: текст имеет оценочное суждение или утвержденный факт. При установлении факта пациенту необходимо будет предоставить доказательства того, что все написанное является правдой. При невыполнении условий суд одобрит иск доктора.
Также существуют дополнительные меры защиты прав врача:
- пациенту, согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ части 1 статьи 11 и статьи 9, запрещено вести видеосъемку без согласия врача. Лицо и голос человека относятся к биометрическим данным. Снимать на камеру разрешается только с письменного разрешения. Поэтому, если негативный отзыв будет опубликован совместно с видеоматериалом, то доктор имеет ещё одно основание для подачи заявления в правоохранительные органы;
- пациент оскорбляет врача публично. Следует сделать запись диктофона, желательно иметь свидетелей произошедшего, обратиться в правоохранительные органы по статье 5.61 КоАП РФ. Наложенный административный штраф за оскорбление может составлять до 5 тысяч рублей.
Современному доктору приходится непросто. Неудивительно, что процент выгорания врачей растет с каждым годом. Поэтому хотим обратиться к Вам, дорогие врачи и пациенты, уважайте личные границы друг друга. Решайте конфликты, находясь в кабинете:
- доктора, умейте слушать и договариваться. Не перебивайте больного, дайте возможность высказать беспокоящую проблему, разъясняйте диагноз и лечение простыми словами;
- пациенты, не спешите оставлять отзывы без весомых и аргументированных доказательств, ведь за это существует административная ответственность. Не стесняйтесь задавать любые вопросы лечащему врачу. После приема не должно оставаться вопросов.
Относитесь терпимее к чувствам друг друга. Уважение – залог здоровой коммуникации.
Также рекомендуем к прочтению: