Народно-сценический танец как фактор сохранения и развития народных традиций
Народно-сценический танец как фактор сохранения и развития народных традиций
Плехова М.А., преподаватель МБОУ ДО «Лёвинская школа искусств» (пгт. Лёвинцы, Оричевский район, Кировская обл.)
Характерной чертой художественного искусства в целом и хореографического в особенности является его глубокая связь с народными традициями. Обращение к культуре много национального российского народа, испытавшего в своей истории не одно потрясение, необходимо с точки зрения многих наук. Отражая жизненный опытнарода, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.
При сохранении традиция первоочередной задачей хореографического коллектива должно стать стремление выразить неповторимые образы своего края, области, района. А сделать это можно, лишь черпая из той золотоносной жилы, которая именуется фольклором.
В практике существует несколько групп коллективов, которые решают задачи сохранения фольклорных традиций. Первая группа это коллективы, которые исполняют аутентичный фольклор той географической местности, где проживаютсами. Вторая группа - коллективы, которые реконструируют фольклор какого-либо региона путем воссоздания живых традиций или на основе изучения имеющихся материалов.
Но хореографическое искусство не представляет собой нечто неизменное.
Передаваемое из поколения впоколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себеновое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Третья и четвертая группы коллективов, куда относятся самодеятельные коллективы, работающие в области народно-сценической хореографии, строят свою творческую деятельность напринципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора.
При художественной обработке фольклорного материала важно сохранить те традиции, которые характерны для данного народа, хорошо знать «генетический код» передачи наследственности: музыкально-пластические мотивы, ритмоформулы, композиционныеприемы, т. к. танец какого-либо народа отличаетсятолько ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения, выразительнымположением и переплетением рук в сочетании с четким ритмом. И чтобы сохранить сегодня культурное наследие и передать традиции молодому поколению необходимо делать акцент на изучение народной хореографии. Собирание, фиксация, изучение танцевального фольклора являются в наше время актуальнейшей задачей ещё и потому, что его богатства нередко очень быстро уходят со своими носителями, лицами преклонного возраста.
Выражение «местный материал» не однозначно. Оно может включать и современные танцы, поставленные на местную тему, и традиционные танцы данного района, области, края и танцы, которые повествуют о тех, кто жил или живет в данной местности. Это может быть также рассказ о тружениках района, например, ткачихах или сталеварах, о мастерицах-ковровщицах, кружевницах и т. п. Это не означает, что танец имеетобязательно сюжетный характер. Не мало традиционных танцев также сформировалось на основе особенностей трудовой жизни. Это нашло отражение даже в ряде названий танцев, их отдельных фигур, элементов.
Местный колорит
К подобным относятся, например, танцы «Ленок», «Шевчик» (сапожник), такие разновидности французских бранлей, кактанец булочников, прачек, ткачей и т. п. , шен или известная фигура «челнок» в русском танце, повторяющая ритмику и рисунок движения челнока в ткацком производстве. Местный колорит зависит также от характера отражения в танце особенностей природы того или иного района, например, широкий шаг жителей равнинной местности, легкий, осторожный – горной и т. п. Примером сохранения местного колорита и народного характера на местном фольклорном материале можно назвать композиции «Вятский сувенир», «Кукарские кружева», «Вятская гармонь», «Кировские приплясы», «Вятская топотуха», «Воронежскиегулянья», «Сказ об Урале», «Калужское игрище», «Смоленские хороводы» и др.
Что значит изучать местный материал?Значительная доля этой работы может быть проделана в библиотеке и музее области, часть требует встреч со старожилами, общения с самими носителямикультуры. В некоторых районах еще сохранились традиционные народные гулянья,проводятся праздники фольклора. На нихважно увидеть не только сам танец, тот или иной хореографический мотив илиисполнительский прием, но и все, что связано с манерой поведения, походкой,общением, стилем костюма и умением его носить и т. д. и т. п. Большой удачей дляхореографа является возможность непосредственно окунуться в атмосферу жизниподобного праздника, стать его живым участником, влиться в исполнение танца.
Сбор фольклора предполагает фиксацию сохранившихся сегодня в памяти или бытующих танцев. Есть несколько способов ихфиксации: практическое освоение, кино-фото съемка и запись хореографического текста, также запись музыки и текста песен. Фиксируются условия бытования, рассказы-характеристики танца исполнителями, комментарии самого разногохарактера.
Создание фольклорного сценического танца — это не простоперенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену — это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость.
Следующая проблема — это пути сценической интерпретации фольклорного танца. Их, по мнению В. И. Уральской несколько.
Первый – опыт воссоздания на сцене аутентичного образца. Скажем сразу, что аутентичный танец на сцене, конечно, теряется, но мы имеем в виду лишь подлинность источника образца.
Следующий путь – сценическая обработка фольклора. Что она включает? Прежде всего, на основе законов сценической композиции уточнение рисунков танца. Так, к примеру, если танец весь исполняется в сомкнутом кругу, медленно вращающемся в одну сторону, то в условиях сцены это будет восприниматься как утомительная монотонность и подлежит развитию т е. изменению. Подлежит изменению и бесконечная (длясценических условии) повторность фигур в кадрили (характерная для исполнения в быту).
Следующий путь – стилизация. В данном случае имеется в виду создание сценического хореографического произведения авторского, но в стиле народного первоисточника, с использованием подлинныхдвижений и характерных элементов композиции. Таково большинство танцев врепертуаре профессиональных и самодеятельных коллективов. И здесь знаниепервоисточника не менее необходимо, чем в двух первых случаях. Только онопозволяет создать произведение новое, овеянное правдой подлинника, егосамобытными чертами и вековыми традициями. Именно такие сценические произведения проходят испытание временем, получают широкое распространение и не редко возвращаются в народ, где исполняются, часто теряя авторство хореографа. Подобно многим песням, такую жизнь обрели в хореографической культуре русского народа Давыдковская (Ярославская) кадриль Т. Устиновой,«Березка» Н. Надеждиной и ряд других произведений.
Столь же внимательно следует отнестись к подбору музыкального сопровождения – ведь это одно из важнейших выразительных средств. Костюм должен гармонировать с содержанием номера, украшать исполнителяи должен быть сделан по мотивам народного костюма данного района, области,края, национальности, быть созвучным времени.
Мастерами народной хореографии – Т. Д. Устиновой, И. А. Моисеевым, Н. С. Надеждиной, М. С. Годенко, Г. Я. Власенко, Н. И. Заикиным и многими другими собирался, изучался и обрабатывался русский танцевальный фольклор, обретая новую жизнь не только в рамках сценическойплощадки, но и в сердцах зрителей. Переместившись на сцену, фольклорный танецне только не мог выглядеть и воспроизводиться в первозданном виде, но икачественный уровень его исполнения должен был выглядеть несколько иначе, чем прежде.
В связи с этим возникает потребность вподготовке и обучении исполнителей танца, а также его преподавателей влюбительских и профессиональных коллективах. Сегодня учебные дисциплины «народныйтанец», «народно – сценический танец» изучается во многих вузах и средних специальныхучебных заведениях культуры и искусств нашей страны. И главной ее задачейявляется изучение основ и истоков народного танца, его основных движений, видови форм, а также областных и региональных особенностей.
Обучение народно – сценическому танцу Т. С. Ткаченко
В настоящее время наиболее традиционной является система обучения народно – сценическому танцу Т. С. Ткаченко. Она значительно расширила исистематизировала упражнения в уроке народного танца, применила новые названия. Ее урок начинался с системы упражнений у станка, где последовательно разогревалисьразличные группы мышц, что подготавливало к исполнению танцевальных комбинацийи танцев на середине зала. Чередовались упражнения с ненапряженной стопой инапряженной, резкие отрывистые – с мягкими, тающими. Все упражнения у станкавыполнялись в порядке возрастающей сложности. После экзерсиса у станка урокпродолжался на середине зала.
На своих занятиях Т. С. Ткаченко всегда стремилась добиться точности ичеткости каждого движения, улучшить техническую сторону танца, требовала отсвоих учеников понимания стиля, характера каждого танца. Она подчеркивала, чтоучитель должен знакомить учащихся с историей, бытом и национальной культуройнарода, что без интереса к народному творчеству учащиеся не смогут правильнопередать характерные особенности изучаемого танца. Важным моментом Т. С. Ткаченкосчитала соблюдение чистоты стиля изучаемого танца, поэтому своих учеников онавсегда оберегала от смешения стилей, от надуманных движений, не имеющих c данным танцем ничегообщего. Т. С. Ткаченко всегда отмечала, что танец – это душа народа и исполнителюнародных танцев необходимо собственное к нему отношение, яркое эмоциональноевыражение.
В таком направлении работают многие преподаватели, привнося вспецифику преподавания свои черты, индивидуальность и видение конечногорезультата.
В 1966 г. опубликовано учебно-методическое пособие по народно-характерному танцуА. Н. Блатовой. В 1972 г. издана книга Н. Стуколкиной «Четыре экзерсиса», в 1976 г. К. Зацепина,А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Ф. Фарманянц в соавторстве опубликовали 1-ю частьучебно-методического пособия для средних и высших учебных заведений искусств икультуры «Народно-сценический танец». В 1983 и 1984 гг. изданы две части книгиА. А. Борзова «Танцы народов СССР». В дальнейшем выпущено достаточно многопособий с описанием народных танцев. Это книги таких авторов, как, Г. Власенко,Н. Заикин, Р. Каримова, А. Климов, М. Мурашко, Н. Надеждина, Н. Тарасова, Т. Ткаченко,В. Уральская, Т. Устинова, и многих других. Процесс дальнейшего совершенствованияметодики преподавания народно-сценического танца продолжается и сегодня.
В процессе обучения необходимо чутко улавливать индивидуальныеособенности танцев, в связи с тем что «у каждого народа… своя координациядвижений, своя музыка, свои акценты, паузы и темперамент».
Методика описания основ характерного танца имеет своё отражениев работах таких педагогов как: А. Стуколкина, Т. Ткаченко, А. Лопухов, А. Ширяев и др. Но на сегодняшний день не достаточно представлено материала, в которых комплексно отражено развитие эмоциональной выразительности.
Из практических пособий известных педагогов-хореографов, а также из источников по истории культуры народов Мира и России собран иструктурирован отдельный материал помогающий развитию у учащихся манеры исполнения и характера народного танца.
Особое место в кругу выразительных средств танца занимают руки. Работая над пластикой рук, мы оказываем положительное влияние насовершенствование тела, координацию движений и, несомненно, на чувство ритма имузыкальность. Конечно же, не будет в танце жизни без работы головы, корпуса иплеч, которые являются основой для свободного владения жестом. В форме и движениях рук, как ни в одном другом движении ярко проявляется сущность народного характера. Своеобразные движения корпуса, головы, рук придают танцу и его исполнителям определенную манеру. Манера же, в свою очередь, помогает наиболее полно раскрыть внутренний мир народного танца, придает неповторимость его выразительным средствам и характерным чертам. Сочетание движений рук и ног помогает овладению координацией, где ноги создают ритм танцу, а руки ведут его мелодию. Движения рук рождают жест. Жесты, мимика, позы, движения ног, рук, головы, корпуса и всеэто подчеркнутое взглядом составляет танцевальную лексику, которая являетсянаиболее важным выразительным средством в хореографическом искусстве. С помощью танцевальной лексики исполнитель может выразить большое многообразиечеловеческих чувств и эмоций: грусть, печаль, радость, восторг, удивление и т. д. В народном танце лексика предстает с ярко выраженным национальным и местнымколоритом. С помощью образов танец в специфической художественной форме, всемисредствами народной хореографии выражает и раскрывает духовную жизнь народа.
В заключении хочется отметить, чтоумственноеразвитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннегоразвития личности. Обогащение внутреннего мира ребенка через ознакомление иосвоение им всего богатства, многообразия и колорита национальной культуры,фольклорных традиций обеспечивает нравственное, эмоциональное развитие ребенка.
Список литературы
- Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория ипрактика. – М. : Прикосновение, 2005. – С. 127.
- Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М. , 1976. – 364 с.
- Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народнойпедагогики / М. Н. Мельников– Новосибирск, Просвещение 1987.
- Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. - М. : ГИТИС, 1992. – 63 с.
- Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогическихзадач / Л. Ф. Спирин. - М. : Рос. пед. агентство, 1997. – 174 с.
- Тарасова Н. Б. Теория и методика преподаваниянародно-сценического танца: учеб. пособие / Н. Б. Тарасова. - СПб. : ИГПУ, 1996. – 264 с.
- Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М. , 1967. -Ч. 1.
- Уральская В. И. Природа танца / В. И. Уральская. - М. :Совет. Россия, 1981.
- Уральская В. И. Рождение танца / В. И. Уральская. - М. :Совет. Россия, 1982. – 144 с.
- Устинова Т. Избранные русские народные танцы /Т. Устинова. - М. , 1996. – 478 с.