Главная Методкопилка Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в сис

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в сис

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в системе работы школьной библиотеки

1 сентября 2022 г. 8:00

Шапошникова В.В., заведующий библиотекой, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 93» г.о.Тольятти  
 

Аннотация.

 

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является актуальным и приоритетным направлениемв современном образовании.Цель настоящего исследования: определить педагогические условия для духовно-нравственного воспитания младших школьников в системе работы школьной библиотеки. При воспитании учитывают возрастные особенности, пол ребенкав соответствии с этим происходит подбор литературы для чтения. Необходимо развить удетей представлениео жизнью, о реальных поступках, о конкретном поведении в социуме.

Ключевые слова.

Духовно-нравственное воспитание,национальные ценности, традиции,единство народа,образовательная и библиотечная системы, педагогические условия.

 

Актуальность проблемы.

 Духовно-нравственное воспитание школьников - один из важнейших аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

 

В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников направлен на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под  духовно-нравственными ценностями  понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Проблема духовно-нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных историческим ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития диктует необходимость духовно-нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России.

Духовно-нравственное воспитание вошло в число приоритетных направлений современного образования. Так, в 2007 и 2008гг. в специальных посланиях Президента Российской Федерации было подчеркнуто: "Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь, тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него  есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений" [1, с.5].

В процессе воспитания духовно-нравственных ценностей школьников особенно важен начальный период, когда субъектами образования становятся младшие школьники. Неслучайно в основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит Концепция духовно-нравственного воспитания, в которой  в качестве доминанты выделена необходимость приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.

Концепциядуховно-нравственного воспитания российских школьников включает и обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся, что послужило фундаментом и для реферируемого обоснования исследования в условиях работы школьной библиотеки.

Многие социальные проблемы современности, такие как падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, необъяснимая и неуправляемая агрессия, являются следствиями одной причины - непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неумения устанавливать свое взаимодействие со средой обитания, друг с другом.

Тем самым, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Приоритетным направлением на пути становления духовно-нравственного мира ребенка являются уроки литературного чтения, которые должны быть органично увязаны с деятельностью школьной библиотеки в воспитании духовно-нравственных ценностей юного поколения на примерах литературных героев. Именно школьная библиотека как культурно-просветительский центр образовательного учреждения эффективно способствует развитию в детях положительные духовно-нравственные качества.

Итак,  первейшим   условием развития  культуры детей является чтение книг уже потому, что книга, по словам А.И. Герцена,  - «это важнейшая культурная ценность, фундамент культуры, духовное завещание одного поколения другому» [2, с.1].

Акцент на поиск  наиболее эффективных условий воспитания духовно-нравственных ценностей юных граждан Отечества сделан потому, что именно на школу ложится наибольшая ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие убедительно показать детям нормы духовной нравственности, такие как: гуманность, доброта, уважение к человеку, любовь к Родине, терпимость, доброжелательность и т.д.

Исходя из этого определена цель настоящего исследования: определить педагогические условия для духовно-нравственного воспитания младших школьников в системе работы школьной библиотеки.

Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:

-  уточнить понятие «духовно-нравственного воспитания»;

- выявить особенности психолого-педагогического развития младших школьников;

-  создать комплекс необходимых педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников  в системе работы школьной библиотеки;

- определить эффективность применения педагогических условий в системе работы школьной библиотеки соответствующей диагностикой.

В ходе  исследовательской работы  предполагается целесообразность следующей гипотезы:

уровень духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста возможно повысить, если будут созданы следующие педагогические условия:

- определены содержание, формы и методы работы школьной библиотеки по  духовно-нравственному воспитанию младших школьников;

- обеспечена тесная взаимосвязь  в духовно-нравственном воспитании учащихся  начальных классов между  школьным учреждением, включая школьную библиотеку,  и семьей.

- разработана  научно-обоснованная программа духовно-нравственного воспитания  учащихся начальных классов посредством литературных произведений и обеспечено ее внедрение в деятельность школьных образовательных учреждений;

- использованы  такие методы и приёмы работы с художественной литературой,  которые организуют деятельность детей  младшего школьного возраста на  активное овладение  системой духовно-нравственных ценностей;

Таким образом, приоритетной  практической деятельностью библиотеки в контексте исследуемой темы становится  развитие духовно-нравственных  ценностей   младших школьников при организации чтения и обсуждения книг. Необходимо научить младших школьников соотносить имеющиеся у них представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением в социуме.

В рамках школьной библиотеки возможно научить детей и читать книги, и прививать вкус к чтению. Необходимо следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от норм духовно-нравственного развития. Современные дети, как и дети всех времён, очень различны по характеру, по индивидуальным особенностям, по способностям и по склонностям. При воспитании младших школьников учитывают возрастные особенности и пол ребенка, в соответствии с этим происходит подбор литературы для чтения. Нравственный мир ребенка сложен, переменчив, находится в постоянном развитии и поиске подражания. Примером для воспитания духовной нравственности как раз и будут герои книг.

Работа школьного библиотекаря будет выстраиваться таким образом, чтобы  целенаправленно создавать обстановку, в которой в тесном взаимодействии педагогических и психологических факторов, отношений и  средств эффективно осуществляться воспитание духовно-нравственных ценностей  младших школьников.

В.В.Шапошникова

Список использованной литературы:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А."Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России." М.: "Просвещение", 2009г.

2. http://www.isuct.ru/book/publications/oralj/2013/ 2/text.html  "Библиотека как часть общественно-культурной среды".

Подобрать программу
Методист отдела обучения перезвонит Вам
Отправить запрос
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.
button-icon