Классный руководитель: друг или надзиратель?
Рассмотрим разные роли классного руководителя. Расскажем о его функциях и как классный руководитель должен взаимодействовать с учениками и их родителями.
Здесь педагогу можно выбрать курс переподготовки или повышения квалификации
«Подробнее»Работа классного руководителя
Помните своего классного руководителя? Каким он был? Это человек, который, помимо преподавания своего предмета, отвечает за организацию жизни класса, взаимодействие с родителями и, конечно, за успеваемость и поведение учеников. Если Вы теперь находитесь на его месте, то как не допустить ошибок, которые могут оставить след в жизни ребёнка и грамотно выстроить отношения с учениками? Какой должна быть идеальная роль классного руководителя - другом, наставником, надзирателем или кем-то еще?
Деятельность классного руководителя
Подход к роли классного руководителя предполагает создание атмосферы доверия, поддержки и взаимопонимания. В этом случае классный руководитель выступает в роли друга, наставника и советчика, к которому ученики могут обратиться за помощью и поддержкой в любой ситуации. Таким образом выстраиваются доверительные отношения, которые способствуют открытости и искренности между классным руководителем и учениками. Поддержка и поощрение способствуют развитию интереса к учебе и раскрытию потенциала учеников. Но есть и недостатки: в дружеской атмосфере может быть трудно поддерживать необходимый уровень дисциплины. Некоторые ученики могут злоупотреблять доверием классного руководителя, нарушая правила и пренебрегая учебой. Важно уметь сочетать контроль и дисциплину с поддержкой и пониманием.
По статистике 26% школьников имеют любимого учителя. При этом 46,5% учащихся называют любимым педагогом своего классного руководителя.
Смена классного руководителя
Выстраивание отношений с классом - сложный процесс, требующий от педагога не только профессиональных знаний, но и гибкости, терпения и умения находить общий язык с детьми. Особенно сложно, когда классный руководитель меняется. В общеобразовательных школах обычно есть классные руководители начальных и средних классов. Но иногда педагог может отказаться от ведения класса, и тогда новому классному нужно будет находить общий язык с детьми, которые уже привыкли к другому педагогу.
О классном руководителе устами детей: «Ругает нас, родителям жалуется, к директору водит, но все равно любит».
Конфликт классного руководителя с классом
Конфликты неизбежны, но их грамотное разрешение и профилактика — залог здоровой атмосферы в классе и успешной работы классного руководителя. Как же можно разрешить возникший конфликт?
Этапы разрешения конфликта:
- определение сути конфликта: важно четко понимать причину конфликта, выслушать все стороны, выявить основные претензии и взгляды;
- анализ ситуации: проанализируйте причины возникновения конфликта, выявите его участников, возможные последствия;
- выбор стратегии поведения: наиболее эффективной стратегией является сотрудничество, направленное на поиск взаимоприемлемого решения;
- проведение переговоров: организуйте встречу с классом, чтобы обсудить конфликтную ситуацию;
- поиск решений: вместе с учениками найдите возможные пути решения проблемы, учитывая интересы всех сторон;
- принятие решения: примите решение, которое будет учитывать интересы всех участников конфликта и будет направлено на его урегулирование;
- контроль за выполнением решения: убедитесь, что принятое решение выполняется.
Воспитательная работа классного руководителя
Дети иногда прощупывают границы дозволенного, и если единожды вы не сделаете замечание ученику, то он будет продолжать нарушать нормы поведения. Если Вы услышали неуместную шутку ученика, скажите ему деликатно: «Мне это неприятно, не делай так больше». При этом Вы можете поддерживать с учениками беседы об их интересах, успехах, переживаниях, но не переходите грань и не начинайте общаться на личные темы, потому что в таком случае они будут воспринимать Вас как друга, а не как авторитетного учителя.
Классный руководитель и ученики
Конфликты в отношениях между классным руководителем и классом — часть учебного процесса. Важно понимать причины их возникновения, уметь грамотно разрешать конфликтные ситуации и, самое главное, стремиться к профилактике конфликтов, создавая в классе атмосферу уважения и взаимопонимания.
Чтобы уменьшить количество недопониманий с учениками, регулярно общайтесь с ними, выслушивайте их мнения и пожелания, будьте готовы к диалогу. Помните о различиях в характерах, интересах и потребностях учеников, стремитесь к справедливости в оценке знаний и поведения, избегайте проявлений фаворитизма. И конечно, для соблюдения субординации установите четкие правила поведения, которые будут понятны и приняты учениками.
получите место в льготной группе
Функции классного руководителя
В контексте государственных приоритетов, ключевыми задачами классного руководителя становятся:
- создание в классе атмосферы, способствующей психологическому комфорту и эффективному обучению;
- развитие у учеников навыков коммуникации, поддержки и взаимопомощи;
- формирование у учащихся высоких моральных и этических ориентиров;
- формирование у каждого ученика чёткой внутренней позиции по отношению к отрицательным аспектам, существующим в обществе, в том числе к кибербуллингу и употреблению запрещённых веществ;
- воспитание у школьников активной гражданской позиции, чувства долга и ответственности за свою страну;
- развитие у учащихся способности максимально реализовать свой потенциал в современном мире благодаря участию в общественной жизни.
Топ-5 обязанностей классного руководителя, по мнению родителей детей школьного возраста: обучение (38%), воспитание (33%), сплочение коллектива / создание атмосферы (8%), занятия с детьми (7%), внеклассные занятия с учениками (7%).
Учащиеся и классный руководитель
Школьные годы для некоторых людей отзываются в памяти добротой и уютом. Они помнят, как сидели за партами, учили уроки, как ходили в музеи и как посещали субботники. Именно за атмосферу в классе отвечает классный руководитель. Он внимателен ко всем детям, помогает решить конфликты и организовывает мероприятия. Конечно, чтобы работать классным руководителем, нужно искренне любить детей. Любить своих учеников и желать им всего самого лучшего.
Классный руководитель должен быть:
- авторитетным, но справедливым: ученики должны уважать классного руководителя, но не бояться его;
- внимательным и отзывчивым: классный руководитель должен быть готов выслушать учеников, понять их проблемы и оказать необходимую помощь;
- объективным и непредвзятым: важно относиться ко всем ученикам одинаково, не выделяя любимчиков и не оценивая их поступки предвзято;
- способным находить индивидуальный подход: классный руководитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его потребности и интересы;
- примером для подражания: классный руководитель должен быть образцом нравственности, культуры и профессионализма.
Взаимодействия учащихся и их классного руководителя должны быть доверительными, чтобы ребёнок знал, что ему всегда помогут в беде. Если это буллинг в классе или проблемы в семье – классный руководитель придёт на помощь.
Не каждому ребенку дано учиться на 5 и 4, но быть порядочным человеком может каждый.
Классный руководитель и родители
Куратор класса должен активно взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Общаясь со всей семьей, классный руководитель может провести анализ поведения ребенка. Понять, почему, к примеру, ребёнок стал больше хулиганить или почему он стал растерянным. Любое изменение в поведении ребёнка идёт от семьи. Также классный руководитель должен сообщать родителям о мероприятиях, о прививках и т.д. Поддерживать общение он может и в чате класса, и в личных сообщениях, если это требуется.
Если классный руководитель единственный, кто проявляет инициативу в общении, это театр одного актера. Родители тоже должны интересоваться жизнью своих детей. И конечно уважать права учителя, не забывая о том, какой большой вклад в обучение ребенка они делают. Если ребёнок будет видеть уважительное отношение к классному учителю со стороны взрослых, то и сам станет к нему лучше относиться.
Три четверти россиян, у кого есть дети школьного возраста (75%), знают классного руководителя своего ребенка лично. Среди женщин эта доля значительно выше (91% женщин vs 58% мужчин).
в 2025 году
Классному руководителю о важном
Роль классного руководителя многогранна и сложна. Универсального рецепта успеха не существует. Но эффективность работы классного руководителя в значительной степени зависит от его способности сочетать контролирующие функции с поддержкой, формировать обстановку доверия и взаимопонимания. Когда педагог окружает тебя любовью и поддержкой, это дорого стоит. Многие люди даже во взрослом возрасте навещают своего классного, они благодарны ему за то, что помогал им не только в учебе, но и в личных проблемах. И тут важно стать не просто другом, общение с которым на равных, а авторитетным другом.
Многие педагоги отмечают, что у них не было одинаковых классов. Все дети разные, и задача куратора класса - найти ко всем подход. Важно помнить, что главная цель — помочь ученикам раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми людьми.
Благодарность учителю
В конце статьи хотелось бы отметить, что учитель бывает не только в школе, учителя сопровождают нас всю жизнь. Ведь в условиях такой интенсивной динамики изменений, которую мы наблюдаем сегодня, каждый из нас постоянно учится, осваивает новые компетенции и навыки. И на этом пути освоения нового мы встречаем людей, которые передают нам свои знания, наставляют в новой профессии. В нашей Академии трудится много педагогов, которым мы хотим сказать слова благодарности за их труд.
Если Вы хотите пройти обучение по каким-либо профессиям, то Вы можете сделать это в нашей Академии. У нас Вы можете освоить программы переподготовки и повышения квалификации в следующих сферах:
- Физическая культуре и спорт;
- Оценка и судебная экспертиза;
- Педагогическое образование;
- Здравоохранение.
Читайте полезные статьи, касающиеся сферы образования: